algaedo (algaedo) wrote,
algaedo
algaedo

Category:

Как создавались пещеры Могао.

Сначала покажу больше фотографий самого комплекса. В этой скале-горе располагаются все пещеры. Здесь вид сбоку до центрального храма, накрытого крышей, как раз та часть, куда можно попасть китайцам, не бронируя билеты (лишь 4 больших пещеры). Пещеры располагаются довольно компактно на трёх уровнях, немного похоже на общежитие: одна дверь - пещера, за ней другая дверь - ещё пещера и так до бесконечности. И каждая пещера особенная.




1. Смотрите, сколько дверей! Всё сделано культурно, дорожки, перила, пещеры пронумерованы. Даже на секунду показалось, что ерунда какая-то, ничего за первой дверью нет. Ну не может за столь прилизанным фасадом скрываться что-то стоящее! На фото наша группа как раз заходит в первую пещеру.




2. На входе в самые популярные пещеры стоят охранники, остальные двери экскурсоводы открывают своим ключом. На входе рамки, не знаю, подключены ли они и работают ли, у нас они не пищали. Стены всех пещер огорожены пластиковыми щитами, все можно рассмотреть, но не потрогать. А то бы затрогали бы! Ещё внутри стоят камеры наблюдения.




3. Частично украшения на скале сохранились, но буквально несколько фрагментов, всё остальное заковано в бетон.
В правой части (если смотреть стоя лицом к скале) людей не так много, это люди по билетам, забронированным заранее и 1-2 группы иностранцев. Все ходят со своим экскурсоводом, но иногда пересекаются и надо подождать, пока предыдущая группа выйдет из пещеры. Экскурсовод всячески поощряла вопросы к себе, много раз спрашивала, что мы хотим спросить. А что мы могли спросить, мы там ходили как первоклашки, слушая про то, как создавали пещеры и что там изображено.




4. Многие старательно фотографировали номера пещер, и я в том числе. Потом долго пыталась восстановить, что же мы посетили и искала информацию про эти пещеры в интернете. Интересно, если записаться на экскурсию на другое время или другой день, увидишь разные пещеры? Если вдруг ещё там окажусь, надо попробовать, что ли.



5.



6. Очередь из тех, кто не смог забронировать билеты.



7.


8.



9. Мы со своими забронированными билетами после центрально храма влились в общую очередь. Поначалу как-то расслабляешься, а тут эти очереди и ты их ненавидишь. Тем временем становится жарко, а мы только в начале очереди. Китайцы любят ставить перегородки и строить очередь "колбаской". Так все и топчутся почти на одном месте 20-30 минут, толкаются, но не сильно.



10.


11.


12.


13.


Итак, мы посетили:

"Маленькие" пещеры в правой части, по билету, 8 штук: №029, 332, 336-335-337, 16-17, 046, 259, 246, 231. Двойные числа означают, что в пещере есть ниша или меньшая пещера (боковая часть), которые идут под отдельным номером. По памяти я вообще сейчас ничего восстановить не могу, помню только в одной пещере синюю краску, про которую говорили, что это особенный лазурный цвет, она была очень дорогой и её привезли из-за рубежа (Персия? я не помню). Цвет там действительно особенный.

Из посещённых пещер нашла только, что 16-17 это та, в которой хранились манускрипты, а в №259 сидят 2 (!) статуи Будды. Про манускрипты говорят ещё на экскурсии, цвета там не такие яркие как на первой фотографии, но именно в этой нише хранилась монастырская библиотека. Статуя изображает главного монаха. А на чёрно-белой фотографии - француз Пеллио, который как синолог отобрал самые ценные рукописи.

14.




15.



"Большие" пещеры, в левой части, куда китайцы могут попасть, отстояв очередь, 4 штуки: №096, 100, 148, 138-139. Мне в какой-то момент показалось, что я одну пещеру пропустила, но по номерам фото сверила, все 4 пещеры посетила.

В этих пещерах нужно идти со всем потоком, остаться надолго там нельзя. Я останавливалась и рассматривала что-то пару минут, но охранники начинали нервничать, так что я уходила. Если китайцы останавливались надолго (больше минуты), их просили проходить дальше, не мешать остальным. Кстати, китайцы так типа случайно иногда фотографировали на телефон, на них кричали (не сильно), и они такие "да, да, мы больше не будем". Не знаю, получились ли у кого-нибудь нормальные кадры.

№148 пещера с огромным лежачим Буддой, она в желтых цветах расписана.

16.



Есть ещё воссозданные пещеры в музее, которые разрисовали буквально недавно. Это имитация пещер под номерами 419, 003 (закрыта), 029, 217, 276, 285.

17. В создании пещёр принимало участие огромное количество людей, это различного рода ремесленники (штукатуры, художники, подмастерья, копатели), которые были заняты  строительстве, военные, купцы и простой люд, которые жертвовали деньги на строительство, монахи, а также правители, которые иногда жертвовали достаточно денег для строительства и росписи пещеры полностью. Стены вырытой пещеры сначала покрывали раствором из земли и соломы, этот слой был толстым, несколько сантиметров. Сверху накладывался тонкий слой глины, а сверху белый слой слой глины (каолин), на котором велась роспись.



18. Затем сверяясь с предварительными набросками, контуры изображений переносились на стены и потолок, цифрами обозначали нужные цвета и подмастерья покрывали изображения нужными красками. После этого вырисовывали мелкие детали. Краски использовались природного происхождения, белый и красный цвет были замешаны с использованием свинца, который с течением времени окислился и потемнел. Белый цвет превратился в тёмный, а красный стал буро-коричневым. Сейчас во многих местах мы не можем различить оригинальный цвет, мы видим тёмный цвет, но не знаем, синий это, серый, или коричневый.  В ультра-фиолетовом свете видны градиенты, но цвет не различим.




19.



20.


21. Оттенки цветов:



22.




23. Скульптуры делали каркасные, с деревянной основой, соломенными внутренностями, которые обмазывали глиной. Мелкие детали - головы, ступни, руки в маленьких скульптурах и в больших скульптурах - пальцы, а также орнаменты для украшения стен - отливались в формах. Это не только ускоряло процесс, но и позволяло быстро заменить повреждённую деталь.



24.



25.




После музея у меня уже сил ни на что не было (помним про жару), так что я села на автобус и поехала в главное здание (там где кинотеатр). На территории комплекса есть два кафе, одно - с китайской едой - возле автобусной остановки и второе в главном здании, там и еда под европейскую есть, и кофе подают. После обеда накупила кучу сувениров, впервые у меня появилось желание купить и таскать с собой через весь Китай книги и открытки с этими пещерами. Думаете, хоть раз книгу открыла или открытки перебрала? Но все равно душу греет, что они у меня есть.

Tags: Дуньхуан
Subscribe

  • Свадьба.

    В Пинъяо я не пошла по храмам-музеям и другим туристическим местам, а решила просто побродить по улочкам, посмотреть, как живёт старый город. Сейчас…

  • Католический костёл в Пинъяо.

    Католический костёл совсем не ожидаешь увидеть в древнем городе и тем не менее он там есть. В старой части города, за толстыми глинобитными стенами…

  • Счастье этому дому.

    Китайские иероглифы, обозначающие счастье, здоровье, удачу, деньги можно встретить на вывесках в магазинах и гостиницах, иногда плакаты с ними вешают…

promo algaedo september 10, 2018 16:42 24
Buy for 10 tokens
Дуньхуан в первую очередь ассоциируется с пещерами Могао, про них я ещё напишу отдельный пост. Пещеры великолепны, а когда смотришь на стены, расписанные 10-15 веков назад, дух захватывает. Это не фрагменты рисунков, не что-то кое-как накорябанное и выцветшее со временем, это полностью расписанные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments