algaedo (algaedo) wrote,
algaedo

Шаолинь, гора Суншань.

Шаолинь является одним из самых известных символов Китая. Сайты туроператоров красочно описывают его, завлекая туристов. Тысячелетняя история храма, место рождения боевого искусства, Лес Буддийский Пагод на его территории - и вот уже кажется, что надо посетить Шаолинь, раз ты в Китае. С другой стороны, сайты для путешественников говорят, что ничего там не сохранилось и смотреть нечего. В 1928 году монастырь был сожжён, монахи разбежались или были убиты, и когда через полвека его стали восстанавливать, то оказалось, что монахов осталось всего семь, а боевым искусством владели из них лишь трое. Кроме того, оказалось, что до Шаолиня не так и просто добраться, но всё же я решила туда съездить, чтобы самой всё увидеть  понять, стоит оно того или не стоит.

В Шаолинь можно попасть двумя способами. Первый: доехать до Дженджоу (郑州) часов за 8 из Пекина и оттуда на автобусе доехать до Дэнфэн (часа полтора). И потом уже на автобусе, который возит всех самостоятельных путешественников (он почти как городской), ехать в Шаолинь (ещё час). Второй способ гораздо проще: доехать до Лояна и оттуда на маршрутке в Дэнфэн (часа два), а потом на автобусе в Шаолинь. И совсем простой способ: купить тур в любом хостеле в Лояне, довезут на микроавтобусе туда-обратно, что очень удобно. Сам Шаолинь можно осмотреть за полдня: пару часов уйдет на монастырь и пару часов на горы Суньшань, в которых он находится. В самом городке Дэнфэн есть несколько пагод и монастырей, но туристы туда не доезжают.

В Шаолине смотрят сам храмовый комплекс, лес пагод и представление боевых искусств. Мы ещё поднялись в горы Суншань, прямо возле которых всё это находится. В горы мы попали вообще случайно. Оказалось, что представления боевых искусств проходят в 9, 10, 11 утра и в 2 и 3 часа дня. Так что если приехать рано утром, то можно всё посмотреть и на горы еще время останется. Самый оптимальный вариант - посмотреть храм, лес пагод и представление и идти в горы. Вверх идет фуникулёр, но и пешком очень просто подняться. Там почти нет ступенек, так характерных для любых гор Китая, довольно пологий подъем и фуникулер не нужен. Единственная загвоздка в том, что когда спустишься с другой стороны горы, то там нет вообще никакого транспорта, чтобы доехать в город. Сейчас я думаю, что можно было бы договориться с таксистом, чтобы подъехал, но тогда мы решили взять машину до гор, посмотреть сначала горы, а потом спуститься к монастырю. Это была ошибка, потому что подниматься вверх по ступенькам пришлось около часа, хотя китайцы, посоветовавшие нам этот маршрут, говорили, что уйдет минут 20. Вот так мы поднимались с самого низа, оттуда, где идет дорога, и это еще не весь путь наверх.

Тем не менее горы оказались очень красивыми и самым необычным было то, что идешь по тропинке вдоль горы, как в фильмах, дорога то поднимается вверх, то опускается вниз, а ты идешь между гор, между расщелин.

Довольно часто встречаются резкие подъемы наверх и спуски вниз. Если идти от гор к Шаолиню, то подъемов все-таки больше, чем спусков, даже не считая самого первого, самого тяжелого подъема на час, поэтому все-таки лучше идти от Шаолиня в сторону гор. Так будет меньше подъемов и больше спусков.

Но дорога будет все равно неровной, то вверх, то вниз, как на этой фотографии, с какой стороны ты бы ни пришёл, подниматься все равно придётся.

Дорога необыкновенная. Идя по ней, чувствуешь себя героем фильма. Горы не очень высокие и с них не открывается фантастический вид на окрестности. Видио поэтому Хуашань и Тяньмэньшань гораздо привлекательнее для туристов. Но здешние горы мне понравились гораздо больше. За несколько часов получаешь кучу удовольствия и хоть и ходишь вверх-вниз, но не устаешь так сильно.

Удивительно, но здесь почти нет туристов. Да, мы были зимой, не сезон, но за три часа, что мы провели на горе, нам встретились от силы десяток человек. И можно было свободно идти, фотографировать и никто не лез в кадр. Единственная проблема зимнего путешествия в горах это ветер, особенно когда выходишь на открытое пространство, вершину. Так что на всех открытых точках мы находились не больше минуты.

Горы Суншань это геопарк, который изучает геологию. Давным-давно каменные насты располагались горизонтально, но потом были словно подняты из-под земли невиданной силой и теперь располагаются высоко над землей, под углом, и мы можем рассмотреть каждый слой, формировавшийся столетиями.

Кроме гор здесь встречаются храмы и монастыри.

Лес Пагод.

Лес Пагод на картинках обычно изображают вот так.

Но сейчас всё огорожено заборчиком и походить вдоль пагод и рассмотреть их не получится. Хорошо видны только пагоды у забора и с нескольких ракурсов можно рассмотреть некоторые пагоды в глубине.

Пагода это место, где хранятся останки монахов, буддисткие записи и рекликвии. Пагоды строили в честь выдающихся монахов и настоятелей храма. Вокруг Шаолиня находится 246 пагод, из них 228 в Лесу Пагод. На всех могильных пагодах указан точный год постройки. Также на них можно найти различные надписи и узоры. Форма пагод самая разная, включая многоугольные, цилиндрические, в форме ваз, конические и монолитные, что делает лес пагод настоящей выставкой древних пагод, каменной резьбы и каллиграфии разных династий. Могильные пагоды обычно состоят из четырех частей : подземный дворец (фундамент), основание пагоды, тело пагоды и храм пагоды. Тело пагоды выполняется в виде павильона, ступы или возвышения. Верхняя часть - храм пагоды - состоит из основания храма, тела храма (это может быть столб с кольцами в несколько слоев, шар, маленькая дагоба или что-то другое), золотой пластины (водоотводной пластины) и наконечника храма (обычно в виде луны или жемчужины).

Традиции строить пагоды пришла из Индии. Будда, отвечая на вопрос одного из своих учеников, какую постройку он хотел бы на своей могиле, молча выбрал семь предметов, среди которых были книга, чаша для подаяний и перевернутый колокол. Именно эти фигуры встречаются в пагодах. Из-за того, что предметов было семь, пагода была семиэтажная и все последующие пагоды выше семи этажей не строились.

По Лесу Пагод можно изучать архитектуру, резьбу по дереву, каллиграфию разных эпох.

А если вас не впечатлили пагоды, то можно сфотографироваться с верблюдом.

Монастырь Шаолинь построен точно так же как и все храмы: павильоны с красными стенами, выгнутые крыши, всё как в любом другом месте Китая. Вот и тот самый павильон, ради которого сюда съезжаются тысячи людей:

Иероглифы читаются в данном случае справа налево: иероглиф "шао" (少) относится к холму "Шаоши" ( 少室山), возле которого стоит храм, " лин" (林) означает лес, а "сы" (寺) храм.

У входа располагаются стражи, они, видимо, только своим видом отпугивают злую силу.

Несколько монахов из Шаолиня:

На представление боевых искусств лучше прийти заранее, пускать начинают за 15-20 минут до начала и к этому времени уже образуется очередь. Очередь образуется еще и из-за того, что каждого фотографируют, а потом на выходе продают твою фотографию на фоне монастыря и рядом с группой монахов. Надо же деньги зарабатывать. Или можно прийти последним и сесть на задние ряды, там зал небольшой. Зимой народу было мало, и мы сидели в первом ряду.

В представлении участвуют маленькие мальчики, лет до 15. Они показывают движения, имитирующие стиль 4 животных: змеи, журавля, тигра и дракона и в конце показывают несколько "фокусов". В тот день в шоу участвовал иностранец (в сером, слева).

Чтобы показать, что все движения гораздо сложнее, чем кажется со стороны на сцену приглашают трех добровольцев и просят повторить движения. Так что если хотите попробовать, будьте готовы, тяните руку и кричите, что вы очень хотите. Но движения непростые и скорее всего через пару секунд над вами станет потешаться весь зал. Там комплексное упражнение: два взмаха руками, два раза переступить ногами, присесть, развернуть руки, повернуться, переступить ногами ... У нас двое китайцев вообще не могли ничего повторить. Зато третий оказался подготовленным, раньше немного изучал и тренировался что ли, у него хорошо получалось.

А по дороге назад, к автобусу мы увидели очень древнее дерево: ему 1000 лет.

Tags: Шаолинь

• Yanan, Ganquan Canyon. Яньань, каньон Ганьцюань. Часть 1: Mudangou Canyon.

В Яньане можно много чего посмотреть, но у меня был только один день, так что я выбрала каньон. В городе нет гостиниц, где селят иностранцев, я…

• Jingbian Wave Valley. Часть 2.

Здесь будет про вторую часть долины после зоны отдыха. Сама зона отдыха оборудована в очень правильном месте, ты спускаешься с небольших холмов в…

• Jingbian Wave Valley. Часть 1.

У меня идёт этап путешествий по не очень популярным местам Китая. На самом деле тут столько всего интересного, что стоит поставить цель посетить…

promo algaedo september 10, 2018 16:42 24
Дуньхуан в первую очередь ассоциируется с пещерами Могао, про них я ещё напишу отдельный пост. Пещеры великолепны, а когда смотришь на стены, расписанные 10-15 веков назад, дух захватывает. Это не фрагменты рисунков, не что-то кое-как накорябанное и выцветшее со временем, это полностью расписанные…