algaedo (algaedo) wrote,
algaedo

Сапа, Вьетнам.

В Сапу я ездила с туром. Туры бывают на 2 или на 3 дня и можно выбрать маршрут. Мы ходили по деревням Y Linh Ho - Lao Chai - Ta Van - Giang Ta Chai - Su Pan. Основным при выборе машрута является количество пройденных километров, это лучше уточнять отдельно и рассчитывать свои силы. Из Ханоя доехать до Сапы можно поездом и автобусом, во всех турах предлагают оба варианта. А дальше водят по горам, по деревушкам с рисовыми полями и горами на заднем фоне. Все ходят по одной и той же долине только разными тропами.

Автобус спальный, идёт часов 6, хотя на самом деле там езды по времени меньше, просто мы подбирали автостопщиков на свободные места. В Сапу мы приехали в 4:30 утра и ждали до 6.00 в автобусе. В 6.00 из автобуса всех выгнали, в это время к автобусу подошли встречающие гиды и отвезли всех кому куда. Моего гида не было, поэтому через час ожидания пришлось позвоть в мой хостел и спросить, где он делся. Гид подъехал ещё через полчаса и увёз меня с автостанции. Кстати, я ехала вместе с девушкой-американкой, нам даже выписали один билет на двоих, так её гид вообще не появился, и ей сказали самой добираться до какой-то гостиницы.

Как только открываются двери автобуса, его атакуют местные жительницы в разноцветных одеждах, сдающих жильё. Из того, что я слышала, кровать?комната? стоит 10 долларов, но это не рядом с городком, а где-то в полях, видимо там, где мы потом ночевали. С нами в автобусе ехали парень из Эквадора и дедушка из Америки, они ехали своим ходом и спрашивали про жильё. Поначалу местные вообще говорили, заплатите, сколько посчитаете нужным, потом озвучили сумму в 10 долларов. В начале февраля было холодно, +3С градуса, а телефон показзывал, что ночью был 0С. Так что ожидание гида и переговоры о жилье то ещё удовольствие. Со стоянки-отстойника для автобусов меня отвезли в городок Сапа, пешком там далековато.

Городок милый (когда не холодно) и полностью туристический. Возле стоянки автобусов находятся гостиницы, а тут куча и отелей, и гостиниц, и хостелов. Жильё на любой вкус и куча объявлений об экскурсиях, сдаче мотоциклов в аренду, баров, кофеен, едален, пара магазинов. Здесь же расположена церковь. Всех туристов из разных автобусов привозят в Fansipan Hotel, где на 5 этаже накрыт завтрак. Завтрак по принципу шведский стол и сидеть там можно в принципе до 9:30, 9:30 это время начала тура. На первом этаже есть душевые, комната хранения вещей и магазин с куртками-ботинками-резиновыми сапогами. Все говорят по-английски, кстати. На поезде ехать немного дольше: 8 часов и потом еще час добираться с вокзала, но наверное, удобнее. И когда мы покупали тур, обещают, что сначала заселяешься, а потом ходишь по окрестностям, поворот с камерой хранения и общими душевыми был для всех неожиданным.

Ещё более неожиданным был наш маршрут, первые два часа мы шли по грязи. Тропа шла всё время вниз и идти приходилось по грязнющей жиже, постоянно скользя и рискуя упасть. Сил фотографировать это не было, там думаешь только про то, куда поставить ногу при следующем шаге. С холма мы спускались вниз, потом снова вверх и опять вниз. И над каждым шагом приходилось думать: куда ступить, как ступить, чтобы можно было сделать ещё и следующий шаг, как не подскользнуться. Порой казалось, что проще сесть на попу и съехать вниз. С нашей группой из 9 человек шло 6 местных женщин. Сначала казалось, зачем так много, а потом они равномерно распределились между нами, помогая спускаться.

Грязь очень сколькая, в некоторых местах мы брали бамбуковые палки и копали ямку для следующего шага. Когда снимаешь первый слой грязи, внизу грязь не такая жидкая, потвёрже, туда можно ступить, не поскользнувшись. Я думала, я там останусь навсегда копать эти ямки или в концев концов упаду и перемажусь в этом болоте. Вот, кстати, вообще не поняла, зачем нас по грязи надо было вести, я бы с удовольствием прошла по дороге. Из всех встреченных туристов по дороге ходила только одна группа, остальные как и мы страдали. Самой удобной обувью для таких условий оказались резиновые сапоги. Надо было посмотреть на местных и купить такую же обувь как на них. Но я как и многие припёрла с собой зимные ботинки, да и какие резиновые сапоги в +3С. Оказалось, что от резиновых сапог грязь отслаивалась, а к ботинкам наоборот прилипала. В некоторых местах надо было перейти через ручей, в резиновых сапогах это легко, а в ботинках приходилось прыгать и стараться не замочить ноги. Главным удивлением было, что грязь сколькая, ставишь ногу вниз и шатаешься, пытаешься удержать равновесие, потом следующую ногу. Так как мы спускались вниз, по колено испачкались почти все, многие вообще были в грязи до спины. Обладатели резиновых сапог потом всё быстро отмыли, а мне ещё предстоить чистка ботинок.

Иногда мы останавливались отдохнуть подождать меня, я плелась в самом конце. Наши сопровождающие сделали птичек из травинок. Местные жительницы одеты в яркие национальные одежды и они очень похожи на жительниц китайского Лунцзи (http://algaedo.livejournal.com/19331.html) Террасы там точно такие же только в Сапе огромное ущелье с множеством домов. Впрочем от Сапы до Китая несколько сот километров, уклад жизни и там, и там одинаковый. Потом мы еще часа полтора шли в гору, очень крутой подъём, зато по дороге. Там проезжают мотоциклы, так что можно попросить подвезти. Где-то в это время я решила, что идти я буду в своём темпе и пофиг, что от всех отстану, я в конце концов отдыхать приехала, а не бег с препятствиям устраивать, ещё и по грязи. Так я и тащилась в конце, отставая минут на 20 ото всех.

Зато, наконец, достала фотоаппарат и пофоткала виды. В прошлый раз я ездила на рисовые террасы летом и видела растущий рис. Сейчас некоторые террасы были затоплены водой и казались белыми. Жалко, что только некоторые. По дороге встречались совсем бедные дома, непонятно, как в них можно жить. Но это были именно дома, с небольшими огородами рядом, с курами, утками. Прямо в полях встречались чёрные свиньи и буйволы (какие-то большие коровы, не знаю), и те, и другие там паслись. Во время остановок к нам подбегали дети, стараясь продать браслеты и какие-то сувениры. Мы из последних сил, запыхавшиеся и уставшие еле доходим до места остановки и тут на нас набрасывается ватага ребятишек со словами "купи, купи, купи". Честно, не до них было. Ни в какой трекинг я больше не пойду. Пойду, но так чтобы проходить 5 километров до обеда и 5 километров после. Кстати, здесь мы прошли 12 км в первый день и 5 км во второй (очень мало, я не помню сколько). А некоторые группы умудрились пройти 20км и 12км, откуда у них только силы.

К 14.00 мы дошли до места обеда, не успели присесть, как на нас накинулись местные с сувенирами. Браслеты, серьги, кошельки, сумки и всё купи-купи-купи. Не агрессивно как в Китае, но стоят и ноют. Кто-то что-то купил, а мне опять же было не до них. Лучше бы они устроили свой мини-магазин в доме, где мы жили. Там спокойно в любое время можно было, отдохнув, что-то выбрать и купить даже что-то ненужное для подержки местных. К счастью от обеда до нашего дома идти было недалеко. Всем был обещан homestay, оказалось, это один большой туристический дом, где живут местные и принимают туристов. Все мы немного не так homestay представляли, по сути это обычный хостел. Были матрасы на втором этаже и кровати на первом. Горячий душ на улице, летом это ничего, но зимой никто в этот душ не пошёл. Если не двигаться, то жутко холодно, дом не отапливается. После приветственного чая и выбора спального места было свободное время, когда мы помыли обувь и в шлёпках побродили по окрестностям. Ночью было 0С и очень холодно.

А следующий день был совершенно другой. Выглянуло солнце, потеплело, мы просили выбрать короткую дорогу не по грязи. Чуть-чуть прошли, посмотрели на водопад, и было так хорошо и тепло, что мне даже полюбилась эта Сапа. Меня стали посещать мысли, что было бы здорово остаться здесь на пару дней, ходить самому, куда хочешь. Мы ночевали в Ta Van и там есть небольшие кафе, летом там хорошо сидеть, пить кофе, смотреть на горы и рисовые поля. В общем на второй день я Сапу полюбила. И как-то прониклась к хозяевам, я не представляю, как они нам еду готовили. За ужином угостили рисовой водкой, мы хоть согрелись. А на завтрак так вообще напекли блинов, с мёдом и яблоками. Я привыкла считать блины русским блюдом, а тут на рисовых террасах во Вьетнаме на завтрак блины.

День получился очень-очень неспешным: мы с вечера сказали нашей тётеньке экскурсоводу, что пойдем самым кратчайшим путём и чтоб никакой грязи. Там идти было настолько мало, что она растягивала путь, завтракали мы сколько хотели, по дороге везде останавливались, и в небольшом музее народных инструментов, и на водопаде на пол часа, и сами шли в каком хотим темпе, это был тем черепахи, к слову. Но не могла же она привести нас в 11.00 на обед. А в 12.00 уже как раз можно обедать. После обеда в Su Pan за нами пришёл микроавтобус и вывез нас в Сапу. Вся еда была включена в тур, но я покупала воду и чай. И знаете, что странно, там нормальные цены, завышенные немного, но не настолько как в Китае. В аналоггичном месте в Китае высокие цены объясняли тем, что это же горы, всё надо возить на мотоцикле, поднимать вверх, поэтому дороже. А тут всё нормально, бутылка воды 3 юаня (10 000 донгов), тогда как в Китае 5-6, стакан чая  4-5 юаней (15 000 донгов).

И ещё одно удивление: все говорят по английски, хотя казалось бы деревня-деревней. Английский преподают в старшей школе, а местные заканчивают только среднюю, оказывается, английский они учат ... от туристов! Причём очень достойно на нём говорят. Владелец кафешка английского может и не знать, но к вам сразу же подойдёт или гид, или кто из его родственников/детей, кто английский знает. Так что очень просто путешествовать самостоятельно, снимать там комнату и просто ходить от одной деревни к другой. Местные жители живут очень бедно, мы проходили мимо одного дома, там женщина молола соевые бобы на древней каменной мельничке. Нам разрешили попробовать, и надо сказать процесс этот весьма небыстрый. Туризм хорош тем, что это только туризм и можно на всё посмотреть со стороны, а через пару дней вернуться в родную заплесневевшую комнату.

Назад мы ехали в сидячем автобусе, который отправлялся со станции в самой Сапе. У всех опять всё было по-разному: мне ещё в Ханое дали билет, парням, которые покупали тур в том же месте, пришлось сходить на автостанцию и получить билет. Нас сразу отвели к автобусу, заранее, а девушек-австралиек из нашей группы привезли на машинке к самому отправлению. Спуск с гор проходил по очень крутому серпантину вниз, 40 минут мы кружили на поворотах и спускались. Меня немного укачало, хоть я сидела впереди. В автобусе перед поездкой раздали воду и леденцы, чтоб не укачивало. Назад мы доехали за 4 часа, так что ночной переезд не так уж сильно необходим.

Сапа прекрасное место для отдыха, но летом или осенью, когда тепло и нет дождей. Здесь и горы, и деревенский колорит, и рисовые террасы. За два дня мы увидели очень мало, в Сапе есть ещё и озеро, и гора для восхождений. Так что
приезжайте, если кто сомневается, ехать или не ехать, оно того стоит.

Tags: Вьетнам

• Wild Animal Park, Shanghai.

На прошлой неделе сходила в парк диких животных, это как зоопарк, только животных больше и некоторые из них находятся в свободном выгуле. Сразу…

• (no subject)

Flower Port Park довольно необычный, он открыт только месяц (с 20 марта по 20 апреля) именно из-за тюльпанов. Другие цветы тоже есть, не тюльпанов…

• Зоопарк.

Я сейчас полезла смотреть прошлогодние фотографии, меня стал смущать тот факт, что цветов в том году я не помню совсем. Из-за вируса всё было…

promo algaedo september 10, 2018 16:42 24
Дуньхуан в первую очередь ассоциируется с пещерами Могао, про них я ещё напишу отдельный пост. Пещеры великолепны, а когда смотришь на стены, расписанные 10-15 веков назад, дух захватывает. Это не фрагменты рисунков, не что-то кое-как накорябанное и выцветшее со временем, это полностью расписанные…

• Wild Animal Park, Shanghai.