algaedo (algaedo) wrote,
algaedo
algaedo

Categories:

Храм Каодай.

Во второй день в Хошимине я купила экскурсию на целый день и поехала смотреть храм Каодай и туннели Кучи. Экскурсии это в первую очередь удобно, сел себе в автобус и едешь, ни о чём думать не надо. Мы несколько раз останавливались по пути, на всех остановках я покупала смузи и через пару дней Вьетнам ассоциировался только с ним. А что ещё делать в жару, +38С всё-таки. Храм Каодай оказался большим и красочным. Мы приехали прямо к церемонии, которая проходила в 12 часов. При входе в храм надо было снять обувь, в майках на бретельках и коротких шортах заходить вроде как нельзя, но всех пустили.







Во время церемонии можно находиться только в храме, внутри, выходить на улицу нельзя, вернут обратно, потому что место перед храмом считается местом для душ, местом умерших и живым там находиться нельзя. Церемония длилась больше часа, мы её не досмотрели, надо было ехать, поснимать храм снаружи толком не получилось, только пару кадров по пути к автобусу. Вообще нам обещали, что церемония займёт пол часа, а оставшееся время мы будем ходить по территории храма. Но как получилось, так получилось.





Территория храма просто какой-то райский сад, цветы, тропическая раститетльность, за всем ухаживают и смотрится всё как картинка. Здесь у меня как всегда появилось чувство, как же просто создать красоту там, где вечное лето, в нашем климате, когда тепло только пару месяцев, о чём-то подобном можно только мечтать.








Храм похож на католический собор по форме: вытянутый, с алтарём в конце зала и хорами. А расписан храм в азиатских традициях: смешение цветов, ярких красок, драконы повсюду. Церемония проходила под музыку, которая словно ввергала присутствующих в состояние транса. Казалось, мир остановился, и есть только этот момент, и эта церемония, и этот храм. Кроме нашего автобуса был ещё один, людей не сильно много, половину отправили на второй этаж, откуда лучше обзор, половина осталась на первом этаже. И тут у меня случился первый культурный шок: я подходила и становилась за спинами людей, чтобы посмотреть поближе, а они отодвигались и даже отходили назад и говорили: "смотри". После Китая, где за любое место надо бороться толкаясь, прокладывая себе дорогу руками и зубами, это было не то, что неожиданностью, это был гром среди ясного неба. К слову туристы были европейцами, с русскими такого не бывает. Я ещё подумала, что может, один-два человека такие воспитанные и внимательные. Но нет, ВСЕ сразу же отодвигались, если видели, что за ними стоят люди и им не видно. На втором этаже очень мало места, но люди подходили, смотрели три секунды, фотографировали и пускали следующих на своё место. Кто-то задерживался подольше. Но никаких я-стану-и-буду-здесь-стоять-всю-церемонию-потому-что-я-так-хочу как это часто случается с китайцами, не было.











Неожиданно оказалось, что Каодай это не просто название храма, а целая религия. Она была создана в 1920-е и объединяет в себе западные влияния и азиатские традиции. Существует несколько версий появления религии. По одной из них Каодай явился вьетнамцу с указаниями основать новую религию. А по другой, это религия, искусственно созданная французской администрацией на замену не прижившегося во Вьетнаме католичеству. Каодай объединяет этические заповеди конфуцианства, оккультические практики таоизма, идеи о карме и перерождении буддизма и иерархическую организацию католической церкви. Каодай считает своими наставниками самых разнообразных людей: и Жанну Д'Арк, и Сунь Ятсена, и Льва Толстого. Каодай распространён во Вьетнаме и насчитывает от трёх до двенадцати миллионов последователей. Основными цветами религии являются жёлтый (буддизм), синий (таоизм) и красный (христианство). Одним из важных символов является Всевидящее Око (на шаре возле алтаря), представляющее Бога. Глаз кстати левый, потому что Бог это ян, а ян относится к левой стороне. В зрачке нарисован символ инь-ян.
Верующие практикуют молитвы, почитание предков, ненасилие, они являются вегетарианцами. В религию может вступить только совершеннолетний человек, достигший 18 лет. Но каодай помогает детям-сиротам, так что дети на территории храма не являются последователеями религии, а просто живут там на попечении монахов. Детей мы не увидели, но так нам рассказывали.





Ещё я прочитала, что в храме 28 колонн с драконами, символизирующие 28 проявлений Будды (без понятия, что это значит), а семиголовые кобры (где они?) представляют семь человеческих эмоций.











И ещё одно забавное наблюдение за собой: каодай латинскими буквами пишется cao dai. Читать первую букву как "к" вполне логично, как в английских словах can, carry, candy. Но китайский так впитался в моё подсознание, что подобные слова я читаю по китайским правилам и получается цаодай, с буквой ц в начале. Caomei - клубника - читается ведь цаомэй, с буквой ц. И никак у меня не получается называть этот храм Каодай. Окитаилась совсем.

PS Поездка стоила 180 000 донгов, это примерно 8 долларов по курсу 22500 за один доллар. Поездка была на целый день, с 8:30 до 18:30, Каодай + туннели Кучи. Она не включала обед, но нас отвезли в кафе по дороге и не включала входной билет в туннели Кучи 110 000. Я купила то, что предлагали в гестхаузе, дорого это или дёшево, я не знаю.




Tags: Вьетнам, Хошимин
Subscribe
promo algaedo september 10, 2018 16:42 24
Buy for 10 tokens
Дуньхуан в первую очередь ассоциируется с пещерами Могао, про них я ещё напишу отдельный пост. Пещеры великолепны, а когда смотришь на стены, расписанные 10-15 веков назад, дух захватывает. Это не фрагменты рисунков, не что-то кое-как накорябанное и выцветшее со временем, это полностью расписанные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments